tfpro: король Эдвард и его свита.
Сегодня уже ни для кого не является секретом, что для получения качественной звукозаписи без использования компрессора не обойтись. КОМПРЕССОР - устройство, снижающее динамический диапазон программного материала. Он необходим для "сжатия" как очень громких, так и приглушенных звуков так, чтобы они были слышны в любых условиях. Ещё одной функцией, предоставляемой компрессором (представляющей для нас особый интерес), является дополнительное придание звуку некоторой искусственной динамики, чтобы заставить исходный материал звучать более захватывающим. Это и является отличительной чертой всех компрессоров компании tfpro.
Идеальный компрессор - это усилитель с постоянным соотношением входного/выходного уровня. Например, если компрессор имеет соотношение 2:1, это означает, что увеличение входного сигнала на 2дБ приводит к соответствующему усилению выходного сигнала на 1дБ.
Компрессоры ранних образцов, использовавшие регулируемые электровакуумные лампы или фотоэлектрические компоненты, - это был первый шаг к настоящей компрессии, подавляющей сигнал, выходящий за пределы заданного диапазона. Они имели мягкий "порог", при котором компрессия начиналась и поддерживалась в определенной степени до заданного уровня, затем они возвращались в режим линейного усиления. Современные, управляемые напряжением, компрессоры/лимитеры функционируют совершенно иначе. Их создатели полагают, что компрессор должен быть полностью линейным по своим характеристикам устройством (независимо от порождаемого звука) и совмещать в себе функции компрессора и лимитера, чтобы быть "каменной стеной" для любых сигналов выше определённого уровня - это превосходно с точки зрения технической регулировки уровня, но совершенно безнадежно для создания музыкального эффекта.
Компрессор, созданный Тедом Флетчером /Ted Fletcher/ (подробнее см. "Music box" №№24 и 25, стр. 60 и 28) и используемый во всех приборах с торговой маркой tfpro (сокращение от Ted Fletcher professional audio), это фотоэлектрическое устройство, в котором звук воздействует на светодиодные матрицы, которые, в свою очередь, управляют сопротивлением фоторезисторов. Такой вид компрессии характерен для 60-х - 70-х годов прошлого столетия, преимуществами которого являются: практически полное отсутствие искажений, чрезвычайно низкий уровень вносимого шума и большая перегрузочная способность.
Используя достижения современной электроники, Тед Флетчер воссоздал звук, который можно было получить на компрессоре 60-х годов, - звук, услышать который уже даже и не надеялись. В отличие от современных компрессоров, он может "подтягивать" голоса, поддерживать внутренний баланс в миксе, добавлять звуку эффект "присутствия", контролировать входные сигнальные уровни, при этом, не теряя "искристости" звучания, что так ценится в хорошей аналоговой и цифровой записи.
Линейка приборов tfpro рассчитана на широкий круг пользователей от начинающих музыкантов и звукорежиссёров до маститых профессионалов.
tfpro P1 Studio Channel
Прибор представляет собой результат непрерывной экспериментальной и конструкторской работы, проводимой более 5 лет. Лучше всего представить себе систему Studio Channel как пять самостоятельных частей аппаратуры: предусилитель, компрессор, усилитель сигнала после компрессирования, эквалайзер "Meequalizer", энхансер/де-эссер.
В качестве предварительного усилителя в Studio Channel используется токовый усилитель "Current Sense", позволяющий использовать микрофоны практически любого типа, обеспечивая большую перегрузочную способность, чрезвычайно равномерную АЧХ при минимальных шумах и искажениях. Для микрофонов с фантомным питанием предусмотрена подача напряжения +48В.
Studio Channel имеет три входа: линейный, микрофонный и инструментальный. Предусмотрен отдельный аттеньюатор -20дБ и опрокидыватель фазы, включаемые соответствующими кнопками. Входы и выходы прибора точно сбалансированы.
Компрессор прибора построен по оригинальной оптоэлектронной схеме. Для управления процессом компрессии прибор имеет три регулятора: "COMPRESSION" - изменение степени компрессии в пределах от 1,5:1 до 8:1, "ATTACK" - установка продолжительности компрессии в пределах от 0,5мс до 10мс, "RELEASE" - регулировка времени восстановления в пределах от 250мс до 2,5с.
Эквалайзер "Meequalizer" представляет собой простой shelfing-эквалайзер верхних и нижних частот с завалом и подъёмом в области средних частот и с регулировкой по частоте. Данный эквалайзер подобен схемам частотной коррекции ранних образцов, которые применялись в студиях звукозаписи в конце 60-х годов. Они сохраняют музыкальность звучания и способны производить самые различные изменения звука, не порождая при этом неприятных побочных эффектов. Частоты регулировки эквалайзера НЧ - 100Гц, СЧ - 1-4кГц, ВЧ - 10кГц, с усилением или ослаблением на 15дБ по каждой.
Энхансер в Studio Channel действует таким образом, что захватывает верхние частоты в звуке, сжимает и динамически изменяет их, фильтрует первоначальный звук и подмешивает полученные гармоники к данному сигналу. Он добавляет/убирает "искристость" верхних частот, за счет чего голос певца становится более "живым" на слух, чистым (с пониженным эффектом свистящих и шипящих звуков) и очищенным от всевозможных нежелательных шумов, которые могут возникать при регулировке с помощью эквалайзера.
Это действительно устройство, действующее по принципу "убери все лишнее и слушай". Его правильное использование позволяет получить превосходный звук.
Studio Channel имеет удобное расположение органов управления и индикации, которое позволяет сделать процесс работы с прибором необременительным занятием.
С помощью дополнительного цифрового модуля Р1D, выходной сигнал Studio Channel можно легко превратить из аналогового в цифровой S/PDIF формат. Модуль P1D обеспечивает цифровое 24-разрядное преобразование с частотами дискретизации 44,1кГц и 96кГц, выход модуля трансформаторно сбалансирован.
Выполнен P1 Studio Channel в полностью закрытом корпусе высотой 2U, глубиной 250мм. Питание прибора осуществляется от встроенного источника питания, выполненного по классической схеме.
tfpro P2 Twin Studio Channel
P2 - это профессиональный двухканальный усилитель с микрофонным/линейным или инструментальным входом. Он дополнен встроенным блоком компрессора с лимитерами, а также эквалайзером.
Данное устройство может функционировать как два самостоятельных канала с широким спектром различных установок, или как стереопара для стерео микрофонов и инструментов, или, наконец, как стерео компрессор для "конечного микширования" и устройство создания чистого и гармоничного звучания.
Как и другие приборы компании tfpro, Р2 создает "наполненный", профессиональный, "тёплый" звук, подготавливая его к микшированию и записи в цифровом формате.
Каждый канал прибора имеет три входа: линейный, микрофонный и инструментальный. Если сигнал подаётся на инструментальный вход (он, в отличие от двух предыдущих, расположен на передней панели прибора), то микрофонный и линейный входы выключаются.
Микрофонный усилитель этого прибора выполнен по технологии "Current Sense" и имеет отключаемое фантомное питание 48В.
Компрессор, используемый в Р2, представляет собой усовершенствованную версию компрессора устройства Р1. 4-позиционный переключатель был модифицирован таким образом, что степени компрессии изменяются примерно от 1,5:1 в положении 1 до 6:1 в положении 4. Такая более высокая степень компрессии превращает устройство в эффективный лимитер.
Характеристики времени атаки также претерпели изменения, таким образом, что при минимальном времени атаки компрессор становится полностью эффективным через 0,5 мс, что значительно быстрее по сравнению с любым имеющимся на сегодняшний день оптическим компрессором. Регулировка времени атаки происходит в пределах от 0,5мс до 10мс.
Время восстановления имеет сложную кривую. После внезапно возникающего единичного быстропроходящего сигнала восстановление после компрессии происходит мгновенно. При прохождении обычного музыкального сигнала восстановление после компрессии происходит со скоростью, установленной регулятором восстановления и находится в пределах от 250мс до 2,5с.
При работе устройства в стереорежиме (нажата кнопка "LINK") расположенный слева компрессор становится мастером во всех отношениях: управление компрессией, временем атаки и восстановления действуют на обоих каналах. Расположенный слева индикатор показывает величину компрессии обоих каналах.
Стрелочный индикатор VU показывает уровень звукового сигнала (сигнал снимается до регулировки выходного уровня), либо величину компрессии.
Трехполосный эквалайзер - один из самых "музыкальных" непараметрических эквалайзеров. Регуляторы высоких 10кГц и низких 100Гц частот - это обычные "полки" с плавным спадом АЧХ; регулятор средних частот влияет на перестраиваемую область 1-4кГц. Все три полосы могут быть усилены или ослаблены на 15дБ.
Выполнен P2 Studio Channel в полностью закрытом корпусе высотой 2U, глубиной 250мм. Питание прибора осуществляется от встроенного источника питания, выполненного по классической схеме.
tfpro P3
P3 - бюджетный прибор, разработанный с целью максимального упрощения процесса записи, дающий артисту большую свободу и снимающий головную боль у звукоинженера. Тем не менее, этот компактный, полурэковый прибор имеет в своём арсенале практически все те же функции, что и приборы, рассмотренные выше. Интересно отметить, что по своей стоимости и качеству компоненты, использованные в Р3, соответствуют тем, которые применяются в самых высокопрофессиональных микшерах и микрофонных усилителях.
Обеспечивая качественное звучание клавишных инструментов, гитар и басов, Р3 также прекрасно работает с качественными конденсаторными микрофонами, особенно хорошо проявляя себя с такими системами, как AKG C414, Mirotech Gefell и Audio Technica.
Предварительный усилитель представляет собой совершенно новую конструкцию усилителя "Current Sense", использующую 4 полных каскада усиления, управляемых одним регулятором уровня входного сигнала. Конструкция обеспечивает разность между максимальной и допустимой величинами входного сигнала (микрофонного) более 30дБ; вход - электронно-сбалансированный, "плавающий", с легко устанавливаемым микрофонным уровнем от -70дБ до более чем 0дБ. Конденсаторные микрофоны обеспечиваются фантомным питанием.
Уровень шума усилителя находится на уровне -125,5дБ в диапазоне частот 20Гц - 20кГц и входном терминаторе 200Ом
Линейный вход прибора предназначен для несбалансированных схем и может принимать сигнал от -30дБ до +24дБ. Номинальный рабочий уровень в точке "разрыва" составляет -10дБ. Но так как максимальный уровень выходного сигнала в данной точке составляет +24дБ, Р3 может работать с любым микшером или внешним устройством.
Эквалайзер Р3 - с коррекцией фазы, с shelfing-эквализацией высоких и низких частот и управлением середины с Q, равной 1. При добавлении высоких частот их фаза сдвигается вперёд. Звук на данной частоте становится более "выпуклым" и выдвинутым вперёд. Такой эквалайзер создает более "живой", плавный и приятный звук.
В качестве индикатора уровня сигнала используется светодиодная матрица из пяти светодиодов, каждый из которых откалиброван на свой уровень.
Как уже отмечалось, прибор имеет полурэковый размер корпуса, глубиной 140мм. Питание прибора осуществляется от внешнего источника питания, поставляемого в комплекте с прибором.
tfpro P5 Box full of Optical Compressors
Как и все остальные конструкции Теда Флетчера, Р5 появился на свет потому, что устройство такого типа было необходимо студиям звукозаписи - набор оптических компрессоров, который всегда под рукой, - простой в использовании и подсоединении, функционирующий, как классический оригинал и обеспечивающий такое же качество звука.
Р5 - это стереофонический компрессор и три монофонических компрессора, каждый из которых имеет линейные входы и выходы.
Три монофонических компрессора можно индивидуально установить в режим ведомых (slave), по отношению к стерео компрессору и управлять процессом обработки звука регуляторами стерео компрессора.
Кроме этого, если компрессоры используются в системе объёмного звука ("surround sound" system), шестой выход используется для подачи низкочастотного микса всех пяти каналов для субвуфера.
Компрессоры могут использоваться независимо друг от друга - как эффекты на нескольких каналах или инсертах. Моно компрессоры особенно хорошо подходят для голосовых и инструментальных сигналов, в то время как стереофонический компрессор наиболее подходит для стерео инструментов либо групповой компрессии.
Р5 имеет широкий диапазон регулировки времени атаки (от 450мкс до 10мс) и восстановления (от 125мс до 1,5с), а также обладает уникальной способностью создавать различное звучание в зависимости от глубины компрессии (от 3:1 до 6:1). При 8дБ компрессии, быстрой атаке и медленном восстановлении Р5 делает звук "наполненным" и "энергичным", без явных эффектов; при умеренном значении времени восстановления он обогащает звучание, добавляя "теплоту" и яркость. Более медленный режим атаки добавляет звучанию "живость" и "напористость", уменьшение времени восстановления делает данный эффект более заметным. Но даже при высоком уровне компрессии Р5 сохраняет присущую ему "оптическую" гладкость звучания. Чрезвычайно высокая компрессия возможна как в стерео -, так и в монофонических компрессорах. Перегрузка или появление грубого звучания практически невозможны, поэтому данное устройство предоставляет широкую возможность экспериментирования со звуком. Необходимо приложить немало "усилий и таланта", чтобы Р5 звучал плохо!
Выполнен P5 в полностью закрытом корпусе высотой 1U, глубиной 250мм. Питание прибора осуществляется от внешнего источника питания, поставляемого в комплекте с прибором.
tfpro P8 Edward the Compressor
Кульминацией экспериментов, проводимых Тедом Флетчером с компрессорами, стало появление устройства Р8, являющего собой работу истинного мастера. Используя самую совершенную из всех имеющихся на сегодняшний день по своей гибкости схему оптического компрессора, Edward воспроизводит звук классического устройства и придает ему характерный оттенок компрессии, свойственной системам Теда.
Компрессор Edward таит в себе множество секретов, обеспечивающих превосходное функционирование, - от "клинической чистоты" звучания цифровых компрессоров 21-го века с управляемым напряжением усилителем до всех тех многочисленных оттенков звука, которые позволяет получить оптическая классика. По своему функционированию Р8 включает в себя все характеристики 4-х семейств компрессоров: VCA, 1176, LA2A, GREEN BOX.
Предварительный выбор характеристик осуществляется переключателем "Select", а установка параметров компрессии - соответствующими регуляторами, расположенными на передней панели прибора. Они позволяют изменять порог, время атаки и восстановления и производить переключение режимов Slope/Ratio. Данные регуляторы работают для всех "типов" компрессии, но при этом диапазоны изменяются таким образом, что сам тип при этом остается аутентичным (соответствующим оригиналу): установка компрессора VCA определяет широкий диапазон времени восстановления и очень постепенный характер компрессии. При выборе компрессоров LA2A и GREEN BOX их характеристики становятся гораздо более "агрессивными" и с допуском для других различий, например, в первоначальном варианте LA2A режимы атаки и восстановления не регулировались, переключатель выбирал либо "компрессирование", либо "лимитирование".
Таким образом, с помощью соответствующих регуляторов можно получить установки, обеспечивающие звучание, точно соответствующее оригиналу.
Установка VCA предназначена для людей с достаточно консервативными взглядами, предпочитающими точную, контролируемую компрессию, направленную на снижение динамического диапазона одного или нескольких музыкальных сигналов. Компрессия начинается постепенно и всё время проходит под контролем, степень компрессии остается неизменной по всей ширине динамического диапазона, восстановление соответствует музыкальной кривой и не раздражает слух. Компрессия отличается прозрачностью и плавностью звучания - как в компрессорах с самым совершенным программным обеспечением, применяемых для динамической обработки сигнала и конечного сведения фонограммы.
1176 представляет собой классический пример семейства компрессоров/лимитеров, производство которых принадлежит американской фирме "Universal Audio". Оригинал представлял собой полностью "твердотельную" конструкцию с компрессором на полевых транзисторах. Оригинальные нововведения в контрольной схематике сделали его классическим устройством обработки звука. Р8 способен воспроизвести характерные особенности звучания компрессора 1176 с большой точностью, включая быструю атаку, поэтапное восстановление и "безупречную" АЧХ в боковой цепи для обеспечения "гладкости" компрессии при работе с самым различным звуковым материалом.
Одним из самых известных компрессоров во все времена был Teletronix LA2A. Это был один из первых оптических компрессоров, разработанных в конце 1940-х годов. В нём использовалась электролюминесцентная панель (первоначально предназначавшаяся для подсветки регуляторов в темноте) с облучением простого кадмиево-сульфидного оптического резистора. Устройство работало в режиме выборочной атаки и восстановления для создания звука. В своем первоначальном виде все эти характеристики были крайне нелинейными, степень компрессии изменялась в зависимости от программного материала (и в некоторой степени определялась регулировкой переключателя). Характеристика восстановления представляла собой странную кривую - быстро возраставшую в начале и затем терявшую в скорости по мере того, как усиление приходило в норму. Атака, по нынешним меркам, проходила очень медленно и могла увеличиваться по мере того, как аппаратура нагревалась! Тем не менее, совместно с ламповыми усилителями первых поколений эти компрессоры в руках умелых звукоинженеров звучали превосходно.
В качестве контрольных элементов Р8 использует современные фоторезисторы и светоизлучающие диоды, в сочетании со схемотехническими решениями позволяющие воспроизвести "необычные" характеристики LA2A - в том числе "сжатие" диапазонов времени атаки и восстановления. В результате получена точная копия "теплоты" звучания и атаки, характерных для LA2A.
Созданный Тедом Флетчером в 1993 году знаменитый компрессор Joemeek SC2 имел неизменный успех. Он сочетал в себе "теплоту" и "густоту" звука компрессора LA2A с гибкостью регулирования атаки и восстановления, а также имел новые возможности жесткого компрессирования. Он сохранял ту "искристость" звучания, которая часто терялась в компрессорах марок Fairchaild и Teletronix. Он привёл аудио бизнес в такое движение, что оптические компрессоры стали появляться у других производителей, но без той "утонченности" звучания, которая была свойственна SC2.
Более поздние версии SC2 используют матрицирование "суммарных и стерео сигналов" для поддержания превосходного стерео образа даже при жёсткой компрессии - то, что было невозможно сделать в других оптических компрессорах. Р8 способен точно воспроизвести звук компрессора SC2, его динамические характеристики и стерео образ.
В дополнение к своей уникальной возможности выбора режима компрессии Edward усилен такими функциями, как Transient Release (восстановление с учетом быстропроходящих импульсов) и Stereo width (регулировка ширины стерео сигнала).
"TRANSIENT RELEASE" - это необычный, но очень полезный регулятор, который устанавливает время восстановления в боковой цепи после быстропроходящей перегрузки. Такие быстропроходящие сигналы представляют собой обычное явление и происходят постоянно, оказывая при этом серьёзное воздействие на функционирование компрессора. Данный регулятор способен изменить "окраску" сжатого звука. Однако данная функция прибора работает только с установкой "GREEN BOX".
Установку ширины стерео сигнала производят с помощью регулятором "WIDTH" от моно до 150%. При установке ручки регулятора вертикально вверх стереоизображение будет таким же, как в программном материале, поступающем в устройство.
Входной каскад представляет собой электронно-сбалансированную, "плавающую" линию с 20кОм импедансом, в которой использована разработанная Тедом Флетчером схема "Superbal". Такая схема обеспечивает высокую устойчивость входных сигналов к шуму и помехам и способна работать как в сбалансированном, так и в несбалансированном режимах.
Выходы прибора электронно-сбалансированные, с самокорректированием (могут функционировать как в сбалансированном, так и в несбалансированном режимах), с номиналом сопротивления 300Ом.
Рабочий уровень 0дБu при максимальном сбалансированном выходным уровне +26дБu.
Выполнен прибор в полностью закрытом корпусе высотой 2U, глубиной 250мм. Питание прибора осуществляется от встроенного источника питания, выполненного по классической схеме.
Проанализировав все возможности и характеристики этого прибора, становится понятным происхождение его имени Edward. Эдвард Исповедник - последний коронованный саксонский король, который был известен своей мудростью и сильной верой. На протяжении первой половины его правления, Англия находилась в абсолютном мире. Компрессор Edward (построенный Тэдом Флечером, который известен среди производителей профессиональной аудиотехники своей мудростью и опытом) - действительно король компрессоров. Ведь полностью аналоговый Edward P8 умеет подражать старым классическим компрессорам.
Появившись лишь в начале лета этого года, прибор уже успел завоевать поклонников Старого и Нового света и сегодня в Англии и Америке на Р8 ажиотажный спрос. Без всякого сомнения, что новый прибор понравится и российским пользователям.
Более подробную информацию о компрессорах и других устройствах, выпускаемых фирмой tfpro Вы наидёте на нашем сайте, или в офисе компании, где их можно не только послушать, но и "потрогать руками".
Сергей Горбунов
Опубликовано в журнале MUSIC BOX №3 (29)2003