Публикации


Микрофоны SCHOEPS

Фрагмент обзорной статьи "МИКРОФОНЫ"

Микрофоны SCHOEPS

Компания Schalltechnik Dr.-Ing. SCHOEPS GmbH была основана в 1948 году, в городе Карлсруе (Германия) и первые работы проводились в нескольких маленьких частных комнатах. Сейчас компания занимает площадь более 1500 кв.м, где 35 человек занимаются разработкой, производством и распространением профессиональных конденсаторных микрофонов и аксессуаров.

Высокое качество и надежность, нейтральный и правильный звук всегда были основными критериями и первостепенными значениями в философии производства микрофонов SCHOEPS. Микрофоны SCHOEPS поставляются теле- и радиовещательным компаниям, киностудиям, записывающим студиям по всему миру. Продукция SCHOEPS предназначена для обеспечения звучания высочайшего качества в любых условиях, начиная от концертных залов и открытых площадок и заканчивая церквями и гонками Формулы 1. С микрофонами SCHOEPS работают Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Монсеррат Кабалье и многие другие выдающиеся исполнители.

Основу микрофонной продукции компании SCHOEPS составляет серия Колетт (Colette Series), которая включает модульную систему, состоящую из 17 микрофонных головок (капсюлей) MK* и 2 микрофонных капсюлей поверхностного слоя BLM* и 5 микрофонных усилителей CMC* (CMBI*). Весь парк микрофонных капсюлей можно поделить на 4 подгруппы: 4 капсюля круговой направленности (преобразователи давления), 6 направленных капсюлей (преобразователи градиента давления), 2 капсюля с изменяемой направленностью и 5 специальных речевых капсюлей для работы в ближнем поле (до 50 см).

Круговые капсюли характеризуются равномерной частотной характеристикой в диапазоне нижних слышимых частот, что присуще только конденсаторным микрофонам. Благодаря их принципу действия, при работе в ближнем поле они не имеют низкочастотного акцента (эффект присутствия). В следствии геометрии капсюля, круговая направленность может поддерживаться в идеальной форме только до средних частот. В диапазоне высоких частот звуки, приходящие по оси капсюля, более подчеркиваются при наличии мембраны с более короткой длиной волны. Больший диаметр мембраны капсюля вызывает большее различие в высокочастотной характеристике между звуком, приходящим по оси и звуком, приходящим под углом к оси. Поясним, как на этих явлениях базируются различия и особенности применения капсюлей SCHOEPS.
MK 2 характеризуется абсолютно равномерной АЧХ по оси, поэтому этот капсюль идеально подходит для акустических источников, размещенных в ближнем поле, когда недостаток ВЧ составляющей в звуке, приходящем под углом к оси, имеет небольшое значение.
Если же MK 2 удалить от источника в реверберационную звуковую область, где преобладают отражения от стен, пола, потолка и т.д., будет наблюдаться некоторый спад в ВЧ диапазоне. Этот спад обусловлен уменьшением ВЧ составляющей в отраженном звуке из-за поверхностного поглощения. В такой ситуации, чтобы достичь более сбалансированного звука требуется микрофон с явным высокочастотным акцентом - MK 3, который чаще всего используется как общий микрофон (для передачи акустической атмосферы). Иногда, когда желательна дополнительная кристальность звучания, МК 3 может размещаться в ближнем поле.
Идеального преобразователя давления для всех ситуаций очевидно не существует. Однако специалисты компании SCHOEPS достигли технически сложного компромисса между условиями работы в ближнем и реверберационном звуковых полях и разработали капсюль MK 2S. Он обладает АЧХ с небольшим подъемом высоких частот от 5 кГц, поэтому его часто используют для стерео записи с 2 - 3 микрофонами, которые обычно расставляются вблизи от радиуса реверберации (где прямые и реверберационные звуковые области имеют равную интенсивность). Универсальность использования позволила МК 2S стать фаворитом у большого числа звукоинженеров и звукорежиссеров. Еще один капсюль из семейства круговых - МК 2Н, разработанный в основном для записи классической музыки. У него отсутствует обычная защитная решетка - вместо нее капсюль имеет входное звуковое отверстие (с позолоченным ограничительным кольцом) меньшего размера, чем у других капсюлей. Этот специальный дизайн обеспечивает легкий подъем высоких частот только от 10 кГц (на октаву выше, чем ВЧ подъем у МК 2S), поэтому на слух он менее выражен. Основным применением МК 2Н является запись больших оркестров, требующая размещение микрофонов на большой дистанции от источника звука, вблизи реверберационного радиуса. Но, также как и МК 2S он может устанавливаться в ближнем поле, если желателен небольшой подъем высоких частот.
На примере даже этих 4 круговых капсюлей четко прослеживается философия компании SCHOEPS относительно записи и воспроизведения звука: не трогая ручки корректоров и эквалайзеров, а, изучив особенности капсюлей и меняя только местоположение микрофонов в пространстве, Вы получаете правильный, полностью в соответствии с оригиналом, звук.

SCHOEPS производит направленные капсюли, каждый из которых имеет определенные особенности и диапазон применения (МК 21, МК 21Н - субкардиоида (широкая кардиоида); МК 4, МК 4V - кардиоида; МК 41 - суперкардиоида; МК 8 - "восьмерка"). Как может быть замечено из полярных диаграмм, все они имеют одно общее: их чувствительность зависит от угла падения звука. В результате, они могут быть помещены на большее расстояние от источника звука при сохранении того же самого баланса прямого звука и реверберационного, чем круговой микрофон эквивалентной чувствительности. Направленные капсюли, которые производит компания SCHOEPS, основаны на комбинации преобразователя градиента давления с преобразователем давления (кроме MK 8, который является чистым преобразователем градиента давления), а различные характеристики направленности достигаются только различными соотношениями этих принципов, реализованных в определенной модели. Даже в капсюлях с изменяемой направленностью используется только одна диафрагма - уникальная особенность SCHOEPS!!!
С одной стороны, преимуществом преобразователя градиента давления является то, что направленность реализуется более частотно-независимой, а с другой стороны, частотная характеристика в области низких частот в свободном звуковом поле имеет больший спад по сравнению с преобразователем давления. Но этот спад можно скомпенсировать размещением микрофона в ближнем поле.
Например, кардиоидный микрофон будет воспринимать голос очень четко на расстоянии 40 см, при этом шум окружающей среды будет подавлен благодаря кардиоидной направленности и спада НЧ. В то же время, низкие частоты в голосе будут восстановлены до нормы на основании эффекта присутствия, приводящего к ясной и полной передаче звука.
Выбрав микрофон узкой направленности, можно избежать возникновения акустической обратной связи.

Капсюли с изменяемой направленностью, благодаря специальному механическому переключателю и уникальной системе внутренних шторок, позволяющие изменять акустический объем камеры вокруг единственной!!! диафрагмы, имеют возможность формировать следующие характеристики направленности: МК 5 - круг, кардиоида; МК 6 - круг, кардиоида и "восьмерка".

Специальные речевые капсюли (МК 4S, MK 40, MK 4A, MK 4VXS, MK 41S) являются преобразователями градиента давления с выраженным спадом НЧ и разработаны исключительно для записи и воспроизведения речи в акустически неблагоприятных условиях. Они не предназначены для записи музыки, а также речи на большом расстоянии.

Капсюли поверхностного слоя (BLM 3, BLM 03) - обеспечивают ненавязчивое размещение микрофонов (при этом не требуется стоек), характеристика направленности которых не зависит от частоты. Принцип преобразования звука основан на физическом эффекте, когда звуковое давление удваивается у поверхности звукового отражения. Если преобразователь помещен на (или в пределах) большой звуковой отражающей поверхности, его выходное напряжение будет вдвое больше, чем у эквивалентного преобразователя в свободном звуковом поле.
В театре и кино микрофоны поверхностного слоя применяются для записи сценических диалогов, на телевидении и радио - для записи "круглых столов" и интервью, а также BLM размещаются в оркестровых ямах и как общий микрофон (для передачи акустической атмосферы помещения).
Т.к. BLM может размещаться на полу, вероятность повреждения капсюля минимальна, благодаря размещению его внутри корпуса-пластины (капсюль не может быть поврежден даже обувью!). Уникальная конструкция корпуса надёжно изолирует микрофонный капсюль от вибрации и других механических помех.

Микрофонные усилители СМС компании SCHOEPS не являются усилителями в классическом понимании. Их главная задача: преобразовать высокоомный несимметричный сигнал от капсюля в сбалансированный низкоомный сигнал для передачи его по микрофонному кабелю. Версии СМС различаются напряжением питания, разъемами, выходными уровнями, но все они имеют выходные каскады Class A, в которых отсутствуют и выходные конденсаторы, и выходные трансформаторы. Для репортерской работы выпускается микрофонный усилитель CMBI с встроенным батарейным питанием. Шести вольтовая батарейка и энергосберегающая схема обеспечивают 80 часов непрерывной работы. Унифицированное соединение позволяет CMBI работать со всеми микрофонными капсюлями серии Колетт.

Говоря о серии Колетт нельзя не упомянуть про аксессуары, которые компания SCHOEPS предлагает пользователям в большом количестве (из 237 позиций прайс-листа - 146 составляют аксессуары). Электрическое соединение между капсюлем и микрофонным усилителем можно произвести также с помощью, т.н. "активного кабеля" или тонкой "активной трубки". Они описываются как "активные" из-за конвертера электрически активного импеданса, расположенного в капсюльном разъеме кабеля (трубки), который дает возможность передавать сигнал без деградации качества по кабелю длиной до 20 метров. Универсальность и диапазон возможных применений активных аксессуаров значительно расширяется, если варьировать их с миниатюрными механическими аксессуарами. Регулируемый НЧ-фильтр, аттенюатор, активные шарниры, подставки, кронштейны, подвесы, ветрозащиты, ... Используя эти дополнительные аксессуары можно миниатюризировать внешний вид микрофонов, создать все существующие типы стереопар (A-B, X-Y, M-S, ORTF, Blumlein) и придать элегантный и изысканный образ съемочной, студийной или концертной площадке.

Микрофоны ССМ (Compact Condenser Microphone) по праву являются одними из самых миниатюрных в мире профессиональных конденсаторных микрофонов со сбалансированным выходом. За основу была взята схема микрофонного усилителя СМС 6, минимизирована и, с помощью планарного монтажа, она уместилась на трех платах размером с копеечную монету. Уникальная компоновка микрофонного капсюля и усилителя в одном корпусе длиной 45 мм при диаметре 20 мм!!! Практически все вышеописанные капсюли имеют свою версию компактного микрофона (кроме МК 6 и BLM*). Микрофоны ССМ имеют напряжение фантомного питания 12-48 В, выходной симметричный пяти метровый кабель с XLR-разъемом.

Стерео микрофоны, выпускаемые компанией, по праву занимают центральное место в коллекции микрофонов SCHOEPS.
Сферический микрофон KFM 6 - воплощение недавней разработки главного стерео микрофона, использующей акустический экран. Общеизвестный микрофон "Dummy head" (Фиктивная голова) фирмы Neumann дает превосходные результаты, но записи, сделанные с его помощью, можно качественно прослушать только через наушники. KFM 6 - новая ступень в производстве стерео микрофонов. Микрофон "Сфера" был разработан таким образом, что сопоставимые результаты были достигнуты и при воспроизведении записей через громкоговорители. Он обладает хорошей локализацией, чувством глубины и прекрасной, натуральной звукопередачей.
Конструктивно KFM 6 представляет собой сферу, диаметром 20 см, в поверхность которой вмонтировано два специальных преобразователя давления. Обычно, два круговых капсюля, помещенные так близко друг к другу, не обеспечивают столь убедительную стерео картину. Однако сфера между капсюлями создает частотно-фазовую зависимость и разность уровней звуковых давлений подобно тому, как в центральной нервной системе человека принимается решение о направлении прихода звука.
Другой стерео микрофон - MSTC 64, выполнен по технологии "ORTF Stereo". Этот микрофон имеет Т-образный корпус микрофонного усилителя с двумя кардиоидными капсюлями МК 4. Капсюли разнесены на расстояние 170 мм под углом 110о (система ORTF). Таким расположением капсюлей достигается подобие принципа работы KFM 6. MSTC 64 также качественно преобразует звук и имеет хорошую локализацию, но менее критичен к размещению относительно источника звука. Оба эти микрофона содержат встроенные микрофонные усилители, питающиеся напряжением от 12 до 48 вольт и выходные симметричные 5-ти штырьковые XLR-разъемы.

Новый универсальный X-Y стерео микрофон CMXY 4V был разработан компанией SCHOEPS в тесной кооперации с французским телевидением. Благодаря небольшому подъёму ВЧ он идеально подходит как для записи речи, так и для записи музыки. Эти особенности делают CMXY 4V лидером звукозаписи на телевидении и радиовещании: настольный микрофон для дискуссий, подвесной (мобильный) с использованием "удочки", стерео микрофон на стойке. Основная особенность CMXY 4V: горизонтальный угол между микрофонами корректируется без воздействия на главную стерео ось, в отличие от X-Y микрофонов, выпускающихся до сих пор. Оба капсюля CMXY 4V всегда поворачиваются на один и тот же угол к главной оси оригинальным поворотным механизмом.

Компактный сурраунд микрофон KFM 360 разработан на основе стерео микрофона KFM 6. Наиболее существенное различие: дополнительный микрофон (CCM 8L - "восьмёрка") напротив каждого из встроенных преобразователей давления. Фронтальные и тыльные каналы на каждой стороне получены из суммы (фронт) и разницы (тыл) сигналов соответствующих капсюлей: круговых и "восьмёрки". Возникающие в результате "виртуальные микрофоны" стоят непосредственно перед фронтальной и тыльной стороной. Их характеристика направленности может быть изменена от круговой до кардиоиды и "восьмёрки", причём тыльные виртуальные микрофоны могут иметь ту же или отличную от фронтальных характеристику. Центральный канал получается путём матрицирования двух сигналов передних каналов по методу, описанному Майклом Герзоном. Обработка сигналов производится полярным процессором "DSP 4 Surround".

Недавно компания Schoeps устроила презентацию необычной и принципиально новой микрофонной стерео системы VariMike (сокр. Variable Microphone - перестраиваемый микрофон). Система включает микрофонную секцию из двух двухкапсюльных преобразователей DTM-2 и цифровой (24 бит) микрофонный процессор DSP-4P. Система позволяет внутри трёх частотных диапазонов (перестраиваются), независимо друг от друга, изменять диаграммы направленности каждого канала от "круговой" до "восьмёрки" с дискретностью двенадцать шагов. Таким образом, низкие частоты можно снять с круговой характеристикой, средние - "кардиоидой", а высокие частоты - "восьмёркой". Микрофонную систему VariMike возможно адаптировать к особенностям абсолютно любого помещения, поэтому она незаменима при сложных внестудийных теле- радиотрансляциях и должна занять прочное место в микрофонных парках прокатных компаний.

Любителям лампового звука SCHOEPS предлагает микрофон М 222 - реинкарнацию легендарного лампового микрофона М 221В, который в течение долгого времени был символом высококачественной записи. М 222 совместим не только со всеми капсюлями, но и со всеми активными аксессуарами SCHOEPS. Переключатели TUBE DIRECT и HARMONICS позволяют получить даже различные оттенки лампового звучания. M 222 поставляется с любым из двух блоков управления: NT 222AC или NT 222DC.

В заключение, последний тип микрофонов - ручные. Ручные микрофоны SCHOEPS не столь широко известны, как другие, но высочайшее качество их работы неоднократно подтверждалось многочисленными пользователями. Три микрофона: СМН 62, СМН 64 и СМН 641 имеют следующие характеристики направленности - круговую, кардиоидную и суперкардиоидную соответственно. Все функциональные элементы смонтированы внутри корпуса на эластичных подвесах, позволяющих надежно защитить капсюль от вибрации. Применяются для записи речи и поп-вокала.

"ЗВУКОРЕЖИССЁР" No.1/2000


    Авторские права защищены. ©  ООО «СТУДИТЕК»
    Тел.: +7 495 735-4996.   Факс +7 495 735-4913