Публикации


SurroundMonitor 10800X

RTW SurroundMonitor 10800X. Часть 2.

Дополнительный дисплей центрального канала
Центральный канал и его интеграция в общую звуковую картину требуют большого внимания, особенно в музыкальной индустрии. Поэтому для центрального канала создали дополнительный дисплей жёлтого цвета, точно указывающий соотношение громкости между центральным каналом и фронтальными и сурраундными каналами. Любые фантомные источники между каналами C / R или C / L включены в PSI дисплей. Комбинация выбранных цветов маркеров позволит сразу увидеть отношения уровня всех каналов также как результирующей громкости. Графы на рисунке 2 показывают облик С канала для ряда типичных сигналов.
Лёгкий в обращении 10-ти канальный дисплей корреляции
В то время как Анализатор Surround с индикаторами общей громкости и фантомных источников показывает общую звуковую картину, корреляция и частотные спектры могут быть показаны в других режимах на левом дисплее SurroundMonitor 10800.

Рисунок 3 показывает расположение 10-ти канального дисплея корреляции для всех возможных комбинаций каналов формата 3/2 surround. Этот мульти-дисплей был разработан для максимально удобного чтения. Два выбираемых режима дисплея используют индикаторы (зелёный для положительной, красный - для отрицательной корреляции) или маленьких люминесцентных указателей. Измерение корреляции может быть ограничено низкими частотами путём активизации фильтров с частотой обреза 300Гц. Важно определить качество surround эффекта во время живой звукозаписи с наиболее распространёнными параметрами микрофона.

Полный спектр: 1/3-ть октавный Анализатор с 32 полосами в реальном масштабе времени (RTA)
В дополнении к уровню и корреляции, частотный спектр отдельных сигналов в различных каналах, в группах каналов или, особенно в канале LF, представляют большой интерес для инженера. RTA Анализатор визуализирует спектры отдельных каналов также как групп каналов "front" (каналы L, R, и C) или "surround"(sL и sR). Для канала LF, нормальный диапазон анализатора, то есть от 20Гц до 20кГц, сдвинут к диапазону от 5Гц до 5кГц, для включения компонентов низкой частоты. Измерительный диапазон и разрешающая способность анализатора достаточно широки. Использование маркеров пиковых значений облегчает контролирование сигналов, в том числе импульсного типа.
Двух- и четырёхканальный векторскоп
Двухканальный векторскопы широко использовался в течение долгого времени для анализа двухканальных стерео сигналов. Они показывают корреляции в реальном масштабе времени и помогают обнаружить скрытое искажение. В то время как корреляторы ограничены в измерении средней корреляции (при времени интеграции приблизительно 1с.), вектроскоп может использоваться в комбинации с акустическим контролем, чтобы выявить проблемы при корреляции отдельных звуковых источников в сигнале. Часто (синтетический) бас в поп-музыке обработан с эффектом chorus, чтобы придать звучанию больше насыщенности. Это может вызвать периоды отрицательной корреляции. Передача такого программного материала в диапазоне FM радиовещания может привести к неблагоприятным эффектам в звучании или к полному отсутствию баса. Коррелятор может выявить несколько сниженный уровень корреляции, в то время как короткие де-корреляции вовсе не будут обнаружены. Вектроскоп ясно показывает эти кратковременные эффекты в виде ритмичных изменений линий индикатора на дисплее.

В индустрии производства surround материала подобные проблемы могут возникать, следовательно, возникает необходимость в дисплее для корреляции из любых двух каналов в реальном масштабе времени. Для этой цели двухканальный вектроскоп может быть использован для каналов L-R, R-sR, sR-sL, и sL-L. В четырёхканальном режиме каналы L-R отображены в верхней секции, а каналы sL-sR в более низкой секции (рис.4). Этот режим обеспечивает быстрое и простое обнаружение кратковременных фазовых проблем со свободными сигналами.

Лучшие результаты посредством визуализации звука
Для достижения лучшего технического качества в индустрии surround при помощи SurroundMonitor 10800 требуется совсем небольшой период времени. Это особенно важно в прикладных программах с трудными условиями контроля звука или где программы surround откомпилированы, скопированы, передаются по радио или во время овладения навыками управления ими, и последнее, но не менее важное, в живой звукозаписи, где используются обычные установки микрофонов. Новые измерения и функции Анализатора Surround позволяют добиться эффективного технического управления, даже людьми, которые не имеют большого опыта в работе с surround звуком.
Dialnorm измерения
Термин "Dialnorm" - абревиатура для " нормализации диалога ". Он берёт своё начало в сведении звуков в фильмах. Эта методика использует "диалог" как справочный материал для получения нужного уровня громкости музыки и уровня эффектов. В мастеринге или радиовещании индустрии surround, значение dialnorm включает в себя понятие достижения, в итоге, однородного полного впечатления от уровня громкости звука у слушателя.

Отношение уровней диалога, музыки и эффектов остаются неизменными при выборе различных программ. Этот метод использует указанное значение для среднего уровня громкости эталонного канала, то есть канала диалога, для определения параметров автоматического управления громкости в течение воспроизведения, таким образом, что громкость остаётся неизменной с позиции слушателя. Параметры программы DIALNORM переданы как часть мета потока данных (данные о дате) о данных звука surround и оценки их декодером. Значение dialnorm определено в рамках эквивалента энергии A-взвешенного уровня диалога в цифровом домене. Этому измерению приписано эталонное значение приблизительно равное -31dBFs. Декодер использует значение dialnorm, для вычисления фактора исправления при сокращении полного уровня программы, если значение dialnorm выше, чем значение эталона -31dBFs. Пример: При значении dialnorm равном -21dBFs, декодер уменьшает полный уровень воспроизведения данной программы до 10dB. Аудио динамика не попадает под влияние dialnorm.

SurroundMonitor 10800X обеспечивает режимное измерение значения dialnorm (рис.5). Это измерение всегда сделано в цифровом домене. Это возвращает A-взвешенное значение RMS. (Эта методика происходит из измерения шумового загрязнения, где Lequ(A) используется для оценки фонового шума.) Каналы для измерения могут быть выбраны на дисплее. Чаще всего это центральный канал. Фактическое измерение запускается вручную. Оно может быть закончено вручную или автоматически после запрограммированного промежутка времени. В течение измерения, значение потока dialnorm непрерывно модифицируется и отображается. Рекомендуется использовать законченную программу для измерения Leq(A) или Dialnorm. Измерение, ограниченное самыми громкими отрывками, произвело бы неточный результат (чрезвычайно высоко dialnorm значение). Материал программы драматического характера природы был бы тогда воспроизведён с недостаточной громкостью на более тихом фоне. Замечено, что измерение значения Leq(A) для определения субъективно воспринятой громкостью звука представляет собой компромисс. Но этот метод широко используется в мире для измерения шумового загрязнения, несмотря на его собственные недостатки. Измеряющая методика dialnorm уже используются в США, о чём говорят следующие документы A/52 и A/54 от ATSC, выпущенные комитетом, определяющим национальные стандарты для цифрового телевидения. В Европе эта методика пока ещё не востребована.

Уровневое управление, связанное с громкостью
Последовательные отношения громкости диалога, музыки и эффектов могут быть получены только при определенных звуковых условиях контроля. Это включает систему контроля, калиброванную для эталонного уровня звучания - условие, редко встречаемое на практике. Дисплей уровня SurroundMonitors 10800X может дополнительно быть установлен для эталонного уровня прослушивания. Это позволяет, по крайней мере, визуальную индикацию ожидаемых уровней громкости и обеспечивает объективный анализ эффектов на полное звуковое изображение, представленное более или менее массивным динамической компрессии в отдельных каналов. A-взвешенный уровень звукового давления используется, чтобы сохранять измеряющую методику простой. Это решение - хороший компромисс между стоимостью и результатом. Если система контроля студии была установлена на эталонный уровень (обычно 78dB(A) в канале по розовому шуму) используя измеритель звукового давления, индикатор уровня может определить отдельные и объединённые уровни звукового давления программы.

Анализатор SSA тогда показывает полный эффект отдельных каналов при помощи красных маркеров на диагональных осях, указывающих на эталонный уровень прослушивания.

Заключение
Одного измерителя уровня недостаточно для оптимального уровневого контроля в индустрии surround. Обычная визуализация дисплеев для двухканальных стерео сигналов не соответствует этим прикладным программам, поэтому требуются новые решения этой сложной задачи. Концепция, представленная здесь обеспечивает одновременно визуализацию пиковых уровней, громкости и корреляции для любого отдельного канала, также как и влияние этих параметров на общую картину surround звука. Кроме того, обеспечиваются дополнительные возможности для спектрального анализа (отдельные каналы, фронтальные или surround каналы, полная программа) и общие режимы измерения, типа двухканального векторскопа и режима контроля интерфейсов AES/EBU. Все эти сервисные возможности визуализации многочисленных сложных связей помогают звукоинженеру оперировать со звуковой программой.

Никита Степанов

"Звукорежиссёр" №9 2002


    Авторские права защищены. ©  ООО «СТУДИТЕК»
    Тел.: +7 495 735-4996.   Факс +7 495 735-4913