JOEMEEK SC2 Studio Classic
SC2 это стереокомпрессор c оптоэлектронным управлением, имеющий стандартную рэковую ширину 19" и высоту 2U. Внешний вид прибора впечатляет благодаря традиционному зелёному цвету корпуса.
На передней панели имеются регуляторы настроек, расположенные в один ряд. Все ручки прибора довольно крупные. Регулятором Input Gain (Входная чувствительность) устанавливается уровень входного сигнала и обеспечивается усиление до +20dB. Правее находится четырёхпозиционный переключатель Slope, который по описанию похож на стандартный Ratio (Степень компрессии), но в отличие от него Slope действует нелинейно. Диапазон регулировки варьируется от наиболее часто применяемого отношения 4,5:1 (в режиме "1") до 7:1 (режим "4"). Как показывает практика, "1" - соответствует очень мягкой компрессии в то время, как "4" может дать беспощадные "pumping" эффекты. Режимы "1" и "2" следует использовать для вокалов и общих эффектов, а "3" и "4" предпочтительнее для обработки инструментов и окончательного микширования стерео треков.

Величина компрессии контролируется стандартным VU-метром.
Правее от индикатора находится вращающийся регулятор компресии Compression. Этот регулятор добавляет чувствительность оптопаре в боковом канале компрессии. Простыми словами он изменяет "порог" компрессии, хотя относительно этого компрессора термин "порог" точно ещё не определён, т.к. эта ручка объединяет традиционные Threshold (Порог) и Ratio. Поворот ручки Cоmpression в сторону увеличения параметра (по часовой стрелке) равнозначен уменьшению уровня Threshold обычного компрессора (что вызывает начало компрессии при более низком уровне сигнала (прибл. на -15 dBu), а степень компрессии динамично меняется в зависимости от содержания материала. Таким образом обеспечивается нелинейное управление компрессией, при этом выделяются 2-е гармоники, которые и придают звуку тёплый оттенок.
Кнопка In/Out в положении Out переводит компрессор в режим бай-пасс (красный светодиод).
Внимание: при несбалансированном подключении при переключении этой кнопки возможны небольшие щелчки!
С правой стороны расположены регуляторы Attack (Атака) и Release (Время восстановления). Регулятор Attack устанавливает время, которое нужно компрессору для срабатывания. Диапазон: от 1,5мс до 10мс.
И, наконец, регулятор выходной чувствительности Output Gain предназначен для того, чтобы согласовать уровень выходного сигнала компрессора с входной чувствительностью последующего оборудования.
Внимание: компрессор имеет большой запас по входной чувствительности и высокий уровень выходного сигнала. Если Вы услышали сигнал в тракте искажается (перегрузка), очень вероятно, что перегружается, например, точка возврата INSERT'а Вашего микшера. Вряд ли, что Вы перегрузили компрессор, так что уменьшите Output Gain.
SC2 - это не такой прибор, который настраивается регуляторами по децибельной шкале. Стоит обратить внимание на то, что лимбы вокруг регуляторов проградуированы относительными числами до II (кроме регулятора Output Gain). Разработчик рекомендует пользоваться собственным слухом при работе с компрессорами Joemeek, потому как это творческий инструмент, для которого важен результат, а не лабораторный прибор.
На задней панели расположены разъёмы входов и выходов (XLR-разъёмы запараллелены с TRS-jack разъёмам). Входы и выходы SC2 сбалансированы, но прибор работает без неожиданностей, если на него подать и несбалансированный сигнал. При несимметричном использовании необходимо заземлить "контакт 3" на XLR или "ring (кольцо)" на TRS-джеках.
SC2 сопровождается лишь краткими инструкциями, но оказывается, их вполне достаточно. В основном они касаются ручек управления (вначале несколько советов о том, в какие позиции предварительно нужно выставить ручки, а затем следует рекомендация, чтобы продуктивно работать дальше).
Подготовка к работе.
Подсоедините входы/выходы к Вашему звуковому тракту и воткните сетевую вилку в розетку.
Внимание: Прибор не имеет кнопки включения сети, и то, что прибор включен в сеть можно понять по подсветке VU-метра, стрелке на нуле и свечению красным или синим светом индикатора In/Out.
В инструкции рекомендуется начать с установки регулятора Slope на деление 3, Аttack на "быстро", Release на половину, Input Gain чуть больше половины, а затем останется повернуть по часовой стрелке ручку Compression и прибор включится в работу. Эта процедура не занимает много времени.
Подайте Ваш аудиоматериал на вход прибора и установите регулятор Input Gain в позицию 5 - это соответствует чувствительности в 10dB. Установите регулятор выходной чувствительности в соответствие с используемым оборудованием (у профессионального студийного оборудования это как правило +4 или 0dB, у полупрофессионального обычно -10dB). Медленно вращайте ручку Compression и при наличии значительного аудио сигнала стрелка индикатора начнет показывать компрессию, отклоняясь от нуля влево. Компрессор начал мягко работать. В дальнейшей работе стоит полагаться только на Ваш слух. Удачи!
Из опыта пользователя - Keith Spencer-Allen:
В начале я применял компрессию на этапе мастеринга, включая компрессор к шинам стерео мастера, когда микс был предварительно сведён. Первое, что бросалось в глаза это то, что система может работать как в жёстком, так и в мягком режимах. Вам только нужно решить, какими именно её возможностями вы бы хотели воспользоваться. В первом случае можно добиться густого, плотного звука, характерного для звукозаписи 60-х. Используя SC2 творчески, можно добиться мягкого звучания, не теряя при этом яркости микса. Второй момент, который вы сразу заметите, это то, как энергично звучат басы.
Чтобы проверить, что здесь было реальностью, а что иллюзией, я поместил графический эквалайзер перед SC2, а спектроанализатор - после. Даже когда компрессия сильная, низкие частоты остаются полными и мощными. Отчасти поэтому трудно предсказать как будут звучать определённые установки параметров с "в целом ровной" частотной характеристикой от 5 герц.
Я также попробовал использовать много компрессии в одном миксе. В результате баланс был нарушен, но музыкальные связи внутри микса остались. Затем я повторил это со стандартным VCA компрессором известной марки и использовал установки, приблизительно совпадавшими с установками SC2. Результат сильно отличался от первого опыта - музыкальной связи в балансе явно не было. Из этого ясно следует, что два компрессора работают совершенно по-разному. Затем я попробовал использовать минимальную компрессию. В инструкции сказано, что если вы хотите использовать компрессию в разумных пределах, для этой цели лучше всего подойдут Slope 1 и 2. Я же попробовал Slope 4, Аttack на 1/3 и Release на минимуме (индикатор показывал меньше, чем 1dB редукции) и добился этим придание миксу "законченности". Лёгкое компрессирование не следует путать с неслышимостью эффекта компрессии. Как только стрелка индикатора начинает немного отклоняться, компрессирование уже началось, но оно столь мало, что Вы сможете услышать эффект действия компрессора, несколько раз нажав кнопку In/Out.
Эффектная компрессия - одна из главных задач прибора. SC2 может быть прекрасно использован на отдельных инструментах. Потрясающе действует компрессор на бас-гитаре. Плавная работа и глубина звучания отлично балансировали slape bass тон, не делая динамичный звук однообразным.
Барабаны и перкуссия более сложны в обработке и, возможно, лучший результат Вы получите, если объедините их в группы, а затем обработаете.
Я успешно использовал SC2 для стерео записи тарелок (overheads), что сделало фонограмму более динамичной. Охваченный экспериментаторским настроением, я взял стерео запись струнных и применил немного мягкой компрессии (Slope 2) с минимальным отклонением индикатора - в результате звук приятно потеплел. Результат не был таким, о котором я мечтал, но тем не менее я оставил это себе на заметку.
Тогда я подумал, что единственным исходным материалом, который я ещё не пробовал пропускать через SC2, был голос. Оказалось, работа с голосом выявила больше взаимного влияния между регулировками, чем что-либо другое и требовало больше опыта. К работе с фортепиано тоже нужно было подходить осторожно. Инструкции предупреждают об этом, но при должной аккуратности на самом деле эффект получается потрясающий. Даже небольшая компрессия превращает фортепиано в огромный музыкальный ящик - что-то похожее использовали Rolling Stones где-то в 1968 г.
С гитарами всех марок SC2 работал превосходно. Можно было предугадать, какие результаты будут при игре перебором на акустической гитаре - эффект сустейна долгого медленного Release, который следует за атакой, звучит ярко, без потери высоких частот.
Вы можете не использовать жёсткую компрессию в каждодневной работе, а добавлять её понемногу, что приводит (опять это слово) к "потеплению". Я помню много лет тому назад мне как-то сказали, что "лучше всего небольшая компрессия". Это никогда не совпадало с моим личным опытом, но, возможно, компрессор именно с такими характеристиками сделает это утверждение более понятным. С другой стороны Вы можете продолжать вращать ручку Compression, чтобы достичь того эффекта с частотной характеристикой, который обычно характерен для жесткой компресии.
И последнее, если у Вас нет постоянного доступа к рэку, в котором стоят компрессоры старых фирм, SC2 будет достойным пополнением вашего арсенала. Если же у Вас есть такие приборы, то у SC2 есть перед ними несомненные преимущества такие, как передовые компоненты и современная схемотехника.
По материалам журнала AUDIO MEDIA