Что такое JOEMEEK?
Если бы Вы росли в Великобритании в рок-н-рольных 60-х, то должны были бы слышать о нем. Но скорей всего, Вы родились не там. И, вероятно, до настоящего времени Вы не имели ни малейшего представления о том, кто или что такое Joe Meek.
Так вот, Джо Мик (Robert George /Joe/ Meek) был известным продюсером и инженером британской звукозаписи. Он прославился своими передовыми звукозаписывающими технологиями, важнейшей из которых являлась компрессия звукового сигнала, которая стала возможной только благодаря специальному оборудованию собственного производства.
Наверно каждый, кто пытался записать голос человека наиболее простым из всех существующих способов, обнаруживал, что динамику голоса и музыки реального мира невозможно отобразить линейным рекодером: всё записанное (при условии, что сигналы не были в перегрузке) кажется бледным, тихим, со слишком широким динамическим диапазоном.
Первые поколения ламповых магнитофонов имели свой, "встроенный", ответ на эту проблему. Слегка перегружая канал записи, магнитофон воспроизводил доминирующую гармонику 2-го порядка и давал некоторую компрессию громкости. Это делало записываемый звук более "тёплым", снижая одновременно проблемы с его динамикой.
К сожалению, современные цифровые записывающие устройства не позволяют делать все перечисленное. Они абсолютно точно передают входные сигналы со всеми их сопутствующими проблемами. Большинство звукоинженеров знают об этом и пытаются внести коррекцию с помощью эквалайзеров (изменением психоакустического расстояния от микрофона), лимитеров (уменьшением динамического диапазона со стороны громких сигналов) и энхенсеров (приданием некой искристости).
Экспериментируя одновременно с другими звукоинженерами в 1960-1965 годах, Джо Мик всё-таки нашёл способ усилить "магнитофонный" эффект с помощью компрессора. Компрессор, который он создал и использовал, хотя и был несколько примитивным, но при своей работе создавал эффекты, подобные тем, которые давали ламповые магнитофоны. В результате, звуки голоса и музыки были настолько уникальными, что Джо Мик продавал свои записи миллионными тиражами.
Мик был чрезвычайно скрытен и осторожен, и мало кто видел, что же находится внутри корпусов его приборов. А там было все просто. В зависимости от входного сигнала маломощный усилитель питал лампочку, которая находилась в светонепроницаемом корпусе с фоточувствительным резистором. Резистор в свою очередь ослаблял звуковой сигнал. Это была простая схема, но она работала. Компрессор был практически бесшумным и работал без искажений звука, однако время атаки и восстановления, определяющееся временем, за которое нить лампочки должна была накалиться и остыть, протекали в нем довольно медленно. Но именно такой "оптический подход" позволяет использовать сильную компрессию без опасности подавить высокочастотные составляющие.
Здесь следует заметить, что существует два типа компрессоров.
Первый тип компрессоров основан на использовании четко определенных логарифмических кривых сжатия, на основании которых происходит формирование выходного сигнала, т.е. для каждого дополнительного ДБ на входе существует четко определенный ДБ на выходе.
Второй тип компрессоров не изменяет коэффициент передачи ровным логарифмическим путем. Они начинают компрессию с довольно высокой степени сжатия сразу же за точкой порога, затем, по мере увеличения уровня, степень сжатия постепенно уменьшается, что позволяет проходить транзитным сигналам. Тем самым, в результате обработки, музыкальный материал приобретает плотное, сочное звучание басов и, в то же время, кристально чистое звучание высоких частот, опровергая тем самым известное утверждение о том, что компрессия их срезает.
Позднее, когда были сделаны значительные усовершенствования ранних приборов Джо Мика, компрессоры с торговой маркой Joemeek стали жизненно важным компонентом звукового тракта современных звукоинженеров. По общему мнению ведущих студий, продюсеров и инженеров, звук компрессоров Joemeek правильный, и действительно восстанавливает теплоту и мощь большинства "vintage" оборудования без каких-либо побочных эффектов и больших затрат.
Торговая марка Joemeek является зарегистрированным знаком одного из ведущих производителей приборов динамической обработки звука компании Fletcher ElectroAcoustics Ltd, возглавляет которую талантливый инженер Тэд Флетчер (Ted Fletcher).
Fletcher Electroacoustics Ltd. - прежде всего, научно-производственная база, специализирующаяся на разработке и создании качественных звуковых приборов, которые имеют неповторимый характер и вносят свое положительное в профессиональную звукозапись.
Оборудование Joemeek собирается вручную. Все финальные тесты приборов проводят инженеры фирмы, а проверку их звучания проводит сам Тэд в звукозаписывающей студии Joemeek. Хотя эта студия закрыта для проведения сторонних записей и остаётся зарезервированной как мощный R&D студийный блок, в ней были сделаны записи многих проектов. Любая такая запись обычно используется для того, чтобы опробовать новое изделие или адаптировать его к той или иной работе, поскольку существует большая разница между хорошей идеей и хорошим прибором.
В прошлом году Тед решил выпустить серию приборов специально предназначенную для владельцев домашних студий. Из-за своих небольших габаритов и стоимости эта серия получила название MicroMeek. Но, несмотря на свое название, приборы серии обладают функциями и характеристиками, которые присущи большим приборам Joemeek, и используют те же схемотехнические решения.
Сегодня в серию MicroMeek входят два прибора MQ1, MQ3 и один микрофон JM27.
MicroMeek MQ1 - профессиональный аналоговый одноканальный динамический процессор, который монтируется в свободный 5,25"слот РС/МАС и подключается к качественной звуковой карте. В своем составе он имеет малошумящий предусилитель с уникальной технологией "CurrentSense", легендарный оптокомпрессор и трёх полосный параметрический EQ класса А. И по своей сути является функциональным дополнением Вашей записывающей системы с профессиональными частотными и шумовыми параметрами, позволяющим напрямую подключать высококачественный конденсаторный микрофон или музыкальный инструмент к компьютерной станции. Даже фантомное питание +48V генерируется от компьютерного блока питания. Дополнительный линейный стерео источник, например внешний микшер, легко подключается на передней панели. В комплекте уже есть все необходимое для начала работы - соединительные кабели и необходимое программное обеспечение. Причем в качестве бонуса прилагается СD с описаниями других приборов Joemeek и программами: ACID XPress music sequencer, "SONAR" от Cakewalk (30-ти дневная версия), "Wave Editor Sound Forge" от Sonic Foundry (полностью работающее демо).
Следующий прибор из серии - MicroMeek MQ3 - "кондиционер" обрабатываемых микрофонных или инструментальных сигналов, является связующим элементом, своеобразным мостом между музыкантом и студией. В состав прибора входят:
- CurrentSense input amplifier - комбинация бестрансформаторного входного каскада с малошумящим усилителем, совместимая со всеми типами микрофонов, имеет плоскую в НЧ диапазоне и широкую в ВЧ диапазоне характеристику,
- Joemeek compressor - оптоэлектронный компрессор с характерным звуком,
- Meequalizer (Equalizer) - трёх полосный эквалайзер с регулировками на 80Гц, 1,5кГц и 8кГц, расположенный после секции входного усилителя перед точкой insert и секцией компрессора,
- OUT vol - регулятор выходного уровня.
MicroMeek JM27 - конденсаторный микрофон широкого диапазона частот (30Гц-20KГц), разработанный в классических традициях студийного оборудования, имеет сменный кардиоидный капсюль с золотой диафрагмой среднего размера (20 мм, 6 мкм), малошумящий FET предусилитель с большой перегрузочной способностью (130 ДБ) и высококачественный выходной трансформатор. Подходит не только для акустических инструментов типа гитары, баса, барабанов, но и для записи вокала, что делает его применение универсальным.
Для того чтобы попробовать приборы MicroMeek и других серий совсем не обязательно ехать на берега туманного Альбиона, достаточно просто приехать в новый офис компании СтудиТек, где вам их c удовольствием продемонстрируют и расскажут об их особенностях подробнее.
Забегая вперед, сообщаем, что в следующем номере мы планируем рассказать Вам о новом приборе Joemeek VC8 Fathead, предоставляющим музыкантам, в первую очередь гитаристам, уникальные возможности получения новых эффектов и тембров звучания.
Опубликовано в журнале MUSIC BOX №2 (24)2002