Микрофонные предусилители
от Fletcher ElectroAcoustics Ltd.
Торговая марка JOEMEEK является зарегистрированным знаком одного из ведущих производителей приборов динамической обработки звука компании Fletcher ElectroAcoustics Ltd, возглавляет которую талантливый инженер Тэд Флетчер (Ted Fletcher).
Fletcher Electroacoustics Ltd. - прежде всего, научно-производственная база, специализирующаяся на разработке и создании качественных звуковых приборов. Зелёные приборы с надписью JOEMEEK можно встретить во многих звукозаписывающих студиях благодаря своему неподражаемому, присущему только этой торговой марке, "сочному" звуку.
По общему мнению ведущих продюсеров и инженеров, звук приборов JOEMEEK правильный, и действительно восстанавливает ту теплоту и мощь большинства "vintage" оборудования без каких-либо побочных эффектов и больших затрат.
По типу исполнения ченнелы JOEMEEK можно условно разделить на четыре группы:
- размер 5.25" - слотовый корпус
- размер 9.50" - 1U корпус
- размер 19" - 1U корпус
- размер 19" - 2U корпус

В первую группу входит прибор MicroMeek MQ1 - профессиональный аналоговый одноканальный динамический процессор, который монтируется в свободный 5,25"слот РС/МАС и подключается к качественной звуковой карте компьтера.
Его малошумящий предусилитель выполнен по уникальной технологии CurrentSense (CS), отключаемое фантомное питание +48V генерируется от компьютерного блока питания.
Усилитель CS является токовым и в отличие от традиционных (увеличивающих напряжение) усилителей, CS обеспечивает более высокое качество звука, менее подверженное влиянию таких факторов, как, например, длина микрофонного кабеля или его сопротивление. К примеру, отличить звук микрофона, подключенного 5-метровым кабелем, от подключенного 180-метровым (при прочих равных условиях) невозможно - ни характерной "подсадки" уровня, ни провала по высоким частотам не наблюдается.
Технические характеристики такого предварительного усилителя просто феноменальны:
- уровень усиления равен 65дБ (с возможностью перегрузки до 33дБ),
- коэффициент нелинейных искажений (THD) на частоте 1 кГц менее чем 0.001%,
- предельно низкий уровень шума - 128дБ при входном сигнале на уровне 50дБ,
- автоимпеданс для всех типов микрофонов.

Во вторую группу входят приборы с отдельным адаптером питания. Они идеальны для "мобильного" применения в домашней студии, на "живом" выступлении или на сессии в звукозаписывающей студии. Всегда и везде со своим звуком - вот их девиз. Классический представитель данной группы - прибор VC3 (моно микрофонный предусилитель с инструментальным входом/оптоэлектронный компрессор/энхансер). С момента своего первого появления он был модифицирован четыре раза - VC3 (несбалансированные выходы), VC3v.2 (сбалансированные выходы), VC3Q (замена секции энхансера на секцию 3-х полосного эквалайзера) и, наконец, новая версия прибора выходит под именем MicroMeek MQ3.
В качестве предварительного усилителя в нем также как и в MicroMeek MQ1 используется схема последнего поколения усилителя CS. Благодаря своим уникальным характеристикам, прибор одинаково хорош как на сцене, так и в студии.
В третью группу входят приборы со встроенным источником питания и расширенными функциональными возможностями для студийной и "живой" работы. Ярким представителем этой группы является прибор серии VC6 - моно микрофонный предусилитель с инструментальным входом/оптоэлектронный компрессор/энхансер, который также претерпел ряд модификаций: VC6, VC6Q (замена энхансера на эквалайзер), VC6Qcs (замена предварительного усилителя на усилитель схемы CS).
Секция предварительного усиления традиционно имеет отключаемое фантомное питание, переключатели: усиления на 20дБ, линейного входа, фазоинвертора. Рядом с ручкой плавной регулировки усиления находится индикатор перегрузки.
Приборы, входящие в четвертую группу, это приборы для студийного применения с максимальным функциональным набором для звукорежиссера.
Со временем прибор Studio Channel VC1 притерпевал изменения: в VC1Q энхансер был заменён на эквалайзер, а в VC1Qcs предварительный усилитель - на усилитель схемы CS с функцией энхансера/де-эссера.
Основные технические характеристики секции предварительного усилителя прибора Studio Channel VC1Qcs:
- XLR вход (автоимпеданс от 3кОм до 200Ом),
- отключаемое фантомное питание +48В,
- уровень входного сигнала от -70дБ до 0дБ,
- регулировка коэффициента усиления от 15дБ до 70дБ,
- возможность перегрузки 30дБ,
- уровень шума в диапазоне частот 20Гц - 20кГц (при усилении в 50дБ и при подключенном входном резисторе 200Ом) составляет 125.5дБ,
- собственный уровень шумов находится на отметке в - 132дБ.

Опционально к VC1Qcs подключается модуль VC1QD, благодаря которому прибор приобретает цифровой выход формата SPDIF. Модуль легко устанавливается в устройство и подключается при помощи входящего в его комплект шлейфа. Данный модуль работает с 24-битной разрядностью и поддерживает частоты дискретизации от 44,1 кГц до 96 кГц. АЦ-конвертер хорошо калиброван: когда стрелка индикатора показывает 0 дБ и регулятор выход Gain установлен на ноль, это в точности соответствует уровню -12 дБFS.
К этой же группе можно отнести два прибора, модернизация которых еще не коснулась.
Это VC2 Tube Channel (ламповый микрофонный моно предусилитель с трансформаторным входом/оптоэлектронный компрессор/энхансер) и VC7 (двухканальный микрофонный предусилитель с трансформаторными входами, согласованием входного импеданса и M/S матрицей.
VC2 Tube Channel - вершина серии вокальных процессоров JOEMEEK, предлагающий непревзойденную комбинацию высококачественного микрофонного предусилителя с трансформаторно-сбалансированный входом, фотоэлектронного компрессора и секции энхансера. На задней панели имеется переключатель входного импеданса для согласования VC2 с 200/50-омными микрофонами. В VC2 используется высоковольтный сдвоенный триод в ламповом входном усилительном каскаде, который выделяет вторую гармонику, что делает классический звук JOEMEEK ещё более тёплым. Уровень усиления контролируется удобным стрелочным индикатором.

VC7 представляет собой прецизионный двухканальный микрофонный предусилитель с трансформаторными входами, а также некой функцией, не встречающейся в других приборах. Кроме опрокидывания фазы сигнала, входного и выходного усиления и переключаемого Sallen and Key обрезного НЧ-фильтра, VC7 имеет уникальную систему согласования входного импеданса, которая позволяет пользователю "настроиться" на конкретный микрофон для получения максимального качества:
- 50ohm - для классических микрофонов с 50-ти омным импедансом;
- 200ohm - для всех современных 200 омных микрофонов, не требующие фантомного питания;
- LOW Ph - специально разработано для современных конденсаторных микрофонов с микрофонным усилителем на дискретных элементах;
- 200Ph - для большинства конденсаторный микрофонов с фантомным питанием;
- 600Ph - для конденсаторных микрофонов, имеющих импеданс от 250 до 600 Ом.
Философия компании относительно предусилителей заключается в том, что "сочный " звук возможен только при сохранении в процессе записи амплитудной и фазовой характеристик на низких частотах ровной и под контролем. Для достижения этого, VC7 имеет расширенный частотный диапазон вниз до 8Гц (фильтр - в позиции "flat"). Это позволяет избежать фазового сдвига на низких частотах. В подтверждении теории, звучание VC7 характеризуется как наполненное и округлое.
Следующей торговой маркой, под которой компания Fletcher ElectroAcoustics Ltd. выпускает профессиональные приборы обработки звука, является Trident MTA.
Права на торговую марку Trident MTA Английская фирма Fletcher ElectroAcoustics Ltd. приобрела после покупки весьма уважаемой компании-изготовителя аналоговых пультов - MTA. Компания MTA основана бывшим звукоинженером и владельцем Trident Audio Малколмом Тофтом (Malcolm Toft) для производства микшерских консолей среднего и высшего класса с использованием всех лучших особенностей классических пультов Trident.
Концепция звука Малкома Тофта прослеживается во многих его пультах, звучание которых в наши дни часто определяется как "легендарное". Многие студии связали своё имя с Trident: Video London - studio 3 (2 консоли), Mike Stock's Studio, дБ Post Productions, Black Burn Studios, A2D Mobile and Terry Briton's studio, ...
Диапазон продукции Trident-MTA включает много превосходных изделий: от больших консолей до рэковых многоканальных микрофонных предусилителей и эквалайзеров.
Серия эквалайзеров Signature Series Equaliser рождена с той же самой породистой родословной, с тем же самым бескомпромиссным подходом к конструкции и звуку, что и микшерные консоли, выходящие из рук дизайнера и звукорежиссёра - Малкома Тофта (Malcolm Toft). Signature-one и Signature-two - автономные устройства в 1U для монтажа в стойке, предлагающие звук и особенности больших пультов Trident-MTA.
Signature-one - флагманский параметрический эквалайзер компактного исполнения, содержащий расширенный EQ. Это - наиболее показательное канальное устройство. Объединяя основные достижения всех Trident-MTA в один компактный, одновысотный прибор одиночного канала, разработчик дал Signature-one:
- ультра линейный и малошумящий микрофонный предусилитель с уровнем шума -128дБu в полосе 20Гц-20кГц с перегрузочной способностью в 24дБm;
- High pass (10Гц-350Гц) и Low pass (4кГц-30кГц) полностью переменные фильтры с возможностью отключения.
Signature-two - тоже, что Signature-one, но уже двухканальный вариант.
Следующий прибор, заслуживающий внимания к себе - A-series Dual Discrete channel (двухканальный дискретный ченнел) - продвинутый/классический EQ для индустрии звукозаписи. Любой, кто использовал пульт Трайдент A-серии, немедленно распознает планировку и функциональные возможности A-серии (модуль A-38), дизайн которого был рождён ещё в 1973 году.
Секция предусилителя включает в себя:
- трансформаторно-сбалансированный вход;
- 11-ти позиционный переключатель входного усиления, аккуратно калиброванный;
- переключатель входа mic/line с индикацией на светодиоде;
- включатель фантомного питания 48В;
- включатель переворота фазы сигнала;
- индикатор перегрузки
Не менее востребованным в студийной работе остается на сегодняшний день Series 80 'B' Dual channel (двухканальный ченнел с эквализацией). Его секция предварительного усиления канала состоит из двух независимых усилителей для микрофона и линии. Выбор необходимого источника осуществляется кнопкой, а плавная регулировка усиления происходит раздельными регуляторами. Так, регулировка усиления для линейного источника звука составляет +/- 10дБ, для микрофона +65дБ. С дополнительным 10дБ выходным усилителем канал суммарно имеет усиление в 75дБ, что вполне достаточно для работы с большинством классических микрофонов. Существует также возможность подачи фантомного питания +48В и поворота фазы сигнала на 180 градусов.
Trident-MTA iX-one - специализированная и профессиональная входная часть микширующей системы для всех музыкальных источников в студии, способная к обработке сбалансированных, несбалансированных, микрофонных или линейных уровней сигнала до 16 отличных каналов и подаче сбалансированного сигнала высокого качества для любого записывающего оборудования. Спроектированный с этой целью, прежде всего, iX-one находит применение у многочисленных потребителей цифровых студий, которые понимают, что даже на всемирно известном цифровом рекордере пропущен высококачественный аналоговый интерфейс. Группа линейных входов без регулировки уровня (иногда имеется переключатель -10/+4дБu) - все, что можно ожидать у большей части производимых систем.
iX-one позволяет Вам управлять источниками звука точно, эффективно и спокойно, а так же корректно снабжать ими вашу систему.
iX-one разработан с огромным запасом по перегрузке, и высоким выходным уровнем - до +28дБm, гарантируя чистый звук и хорошее согласование с любой профессиональной системой.
Каждый канал - высококачественная, бескомпромиссная конструкция, которая произведёт высокоэффективный звук от любого микрофонного или инструментального источника при соблюдении минимальных шумов или искажений и фазовой когерентности.
Дополнительные особенности к этому: независимое изменение чувствительности -20дБ, опрокидывания фазы, и фантомное питание 48V с индикацией в каждом канале.
Входы электронно сбалансированы, и выполнены на комбинированных XLR/Jack разъёмах, выходы также электронно сбалансированы и выполнены на TSR Jack разъёмах.
Технические характеристики iX-one
- Искажения
-
Mic <0.01% THD (-50дБ вход, +4дБ выход)
Line <0.01% THD (+4дБ вход, +4дБ выход)
- Частотный диапазон
-
Mic +/- 1дБ 20Гц - 20кГц
Line +/- 0.5дБ 20Гц - 20кГц
- Максимальные уровни
-
Mic +20дБ на всех частотах
Line +24дБ на всех частотах
- Входной импеданс
-
Mic >1.2кОм электронно сбалансированный
Line >10кОм электронно сбалансированный
- Выходной импеданс
- <100ohm electronically balanced
- Усиление
-
Mic +5дБ +65дБ
Line +/- 20дБ
- Шум
-
Mic < -128дБ на 200Ом, 20Гц - 20кГц
Line < -84дБ, 20Гц - 20кГц
- Выходной уровень
- +28дБ
Свое дальнейшее развитие серия iX-one получила в приборе JOEMEEK iX-oneCS.
Исходя из названия (окончание CS), можно сделать вывод об использовании усилителей технологии CurrentSense, позволяющим получить следующие технические характеристики:

- Искажения
-
Mic <0.001% THD (-50дБ вход, +4дБ выход).
Line <0.001% THD (+4дБ вход, +4дБ выход)
- Частотный диапазон
-
+/- 0.5дБ 20Гц - 20кГц
- Максимальный входной уровень
-
+24дБ на всех рабочих частотах
- Входной импеданс
-
Mic >CS около 1кОм
Line >20кОм электронно сбалансированный
- Выходной импеданс
-
<300Ом электронно сбалансированный
- Усиление
-
Mic -10дБ +65дБ
- Уровень шума
-
Mic < -126дБ на 200Ом, 20Гц - 20кГц
Line < -90дБ, 20Гц - 20кГц
Опубликовано в журнале "Звукорежиссёр" No.8/2002