Публикации


DigEQ. Цифровой графический эквалайзер

LA Audio. DigEQ. Цифровой графический эквалайзер

Фирма LA Audio наконец выпустила свой первый цифровой продукт, который помимо эквалайзера является превосходным динамическим процессором. Пора ждать перемен в студийном мире и туринге.

Вероятно, произошло что-то важное, если "до мозга костей" аналоговая компания вдруг заявила на Про-аудио рынке своё цифровое устройство.Компания LA Audio довольно быстро заработала себе безупречную репутацию на выпуске традиционных аналоговых устройств обработки звука, поэтому разработка и появление на свет цифрового "детища" несколько неожиданно, и может означать, что фирма решила осваивать цифровые просторы. Но цифровой эквалайзер, о котором пойдет речь - штука непростая. Аналоговые традиции компании дают о себе знать, и порой невозможно понять, где в этом приборе кончается аналоговое и начинается цифровое.

В целом внешний облик DigEQ заявляет о том, что работать с ним очень и очень просто. Цель создания комфортных условий для пользователя без сомнения была достигнута (хотя некоторые не считают удобство значимым фактором, а зря).Панель управления сформирована вокруг большого жидкокристаллического экрана с "космическим" голубым свечением, не слишком много кнопок, чёткие обозначения, всё это не напрягает. Один из характерных признаков конструирования с аналоговым стилем сразу же бросается в глаза - роскошный массив малых кнопок, помеченный треть-октавным рядом ISO центральных частот.

Могло бы сложиться впечатление, что DigEQ является не больше, чем интеллектуальным графическим эквалайзер, но это далеко не всё, на что он способен. О наличии средств динамической обработки сигнала говорит единственная кнопка "Dynamics", но поверьте, за ней скрываются весьма богатые возможности.

Выдержка из описания:
"Програмируемая эквализация и динамическая обработка с мгновенным доступом. DigEQ от LA Audio предлагает уникальную комбинацию одновременного двухканального действия, мощности цифровой обработки, 24-х разрядного цифрового аудио качества внутреннего процессора и высокого уровня эргономики обращения и управления среди любых программируемых процессоров, доступных в настоящее время. Интуитивный и лёгкий в использовании интерфейс обеспечивает "Мгновенный Доступ" ко всем ключевым параметрам, допуская регулирование в режиме реального времени функций, сравнимых с аналоговыми процессорами: Графическая, Параметрическая и Шельфовая Эквализация, с секциями Компрессора/Лимитера и Экспандера/Гейта.

Стандартный пакет включает: 31 полосу графической эквализации, 3-х полосную параметрическую эквализацию, переменные ВЧ и НЧ фильтры с изменяемыми спадами, ВЧ и НЧ шельфовую эквализацию, компрессор/лимитер, экспандер/гейт.

Могут использоваться следующие Дополнительные Процессоры (Option):

  • RTA со всесторонней post-processing функцией, полностью интегрированный с обоими аудио каналами DigEQ;
  • Цифровая Задержка с максимальной величиной задержки 1 секунда;
  • 24-х разрядные цифровые Вводы - выходы форматов AES/EBU и S/P-DIF и отдельный разъём World Clock.
Каждый канал любого процессора может быть индивидуально обойдён, а кнопка KEY обеспечивает режим переключения "Сгладить/Нормализовать" для текущего процессора. …"

Единственный вращающийся регулятор под названием DATA обеспечивает редактирование всех возможных параметров. Соседствующие рядом с ним светодиоды дают повод думать, что регулятор умеет не только редактировать параметры, но и выбирать их. Кстати, по мнению большинства людей и по нашему скромному мнению, вращать ручки гораздо приятней, чем тысячу раз тыкать в одну и ту же кнопку, Правда, одним из сюрпризов стало то, что для того, чтобы переключать два вышеописанных режима, следует нажимать непосредственно на регулятор, а не на какую-то специальную клавишу или что-то в этом роде. Единожды усвоив это, всё встает на свои места и процесс дальнейшего освоения DigEQ движется гораздо быстрее.

Надо заметить, там есть что осваивать.

Три основных режима Graphic, Parametric&Filters и Dynamics включаются клавишами с соответствующими названиями, расположенными справа от дисплея. В зависимости от выбранного режима активизируются нужные органы управления, и на дисплее появляется соответствующая "страничка".

В режиме (Graphic) графического эквалайзера всё происходит легко и просто. Может быть, сей факт и незначителен, но теперь выбор нужной частоты будет осуществляться одним нажатием на кнопку, а не целой комбинацией типа Select-Move-Edit и т. п. Кнопками, расположенными под дисплеем, выбирается одна из 31 полос, и регулятором DATA изменяется её уровень. Графический эквалайзер может работать в спаренном стереофоническом режиме, монофоническом или двухканальном, когда два канала настраиваются независимо друг от друга.

В этом режиме все 62 виртуальных слайдера располагаются на одном экране, только движки одного канала обозначаются белым цветом, а другого - контуром. В управлении таким количеством слайдеров предусмотрен один хитрый способ. В спектре частот можно выделить область путём одновременного нажатия на кнопки с частотами, соответствующими границам этой области, и регулировать уровень всей выделенной области частот вместо кропотливой подстройки каждого слайдера на одну и ту же величину. При этом текущие установки внутри области сохраняются.

Вторичное нажатие на клавишу Graphic отображает фактическую частотную характеристику обрабатываемого сигнала с учётом внесённых вами изменений всех EQ секций .

Следующий режим Parametric&Filters обеспечивает параметрический эквалайзер, укомплектованный фильтрами ВЧ и НЧ, а также шельфовый эквалайзер, и нужно особо отметить, что все виды эквалайзеров могут использоваться одновременно - никаких компромиссов для того, чтобы разгрузить DSP процессор. Параметрический эквалайзер представлен в виде трёх одинаковых полос с исчерпывающими параметрами регулировки (перестраиваемой частотой, коэффициентом усиления и добротностью). Доступ к этим параметрам осуществляется при помощи тех же кнопок, что и для выбора частот графического эквалайзера, только для параметрического режима их индексы синего цвета. Таким образом, до каждого из параметров можно добраться напрямую - нажать соответствующую кнопку и вращать регулятор DATA.

Диапазон некоторых параметров DigEQ несколько необычен сам по себе. Например, уровень коэффициента усиления частоты может изменяться в пределах от +15дБ до -40дБ, а ширина полосы может быть сужена до 1/32 октавы, что обеспечивает возможность проведения настоящей звуковой "микрохирургии". Конечно, изменение значения частоты в цифровом случае не может быть непрерывным, но шаг квантования по частоте весьма мал - 1/18 октавы, что приблизительно сравнимо с работой аналогового регулятора частоты. Недостаток у таких экстремально узкополосных фильтров один - они не "видят" частоту, попадающую в промежуток между двумя отсчётами, но только в том случае, если ширина полосы настроена на минимальную величину. Но этим грешат все без исключения цифровые эквалайзеры, а на практике такие ситуации крайне редки.

На той же "страничке" дисплея находятся параметры фильтров НЧ и ВЧ, которые, помимо регулировки частоты среза (в абсолютно безумном диапазоне), позволяют изменять их собственные характеристики. С эти вы могли сталкиваться в цифровой аппаратуре, но такая возможность не присуща аналоговой. В вашем распоряжении оказываются 3 варианта, другими словами, 3 математические модели фильтров: 2 разновидности Bessel или Butterworth (12дБ на октаву) и Linkvitz-Riley (24дБ на октаву). Оба фильтра - НЧ и ВЧ - могут иметь различные формы и результирующую точность. У вас появляется возможность при помощи их заглушить весь частотный диапазон, так как частоты срезов этих фильтров встречаются в середине - в пределах 650Hz, и это почти напоминает массовое убийство ("overkill"). Вообще, это немного чересчур, но если можно даже так, то грех жаловаться.

Второе нажатие на клавишу Parametric&Filters вызывает страничку шельфовых эквалайзеров с прямым доступом к перестраиваемой частоте и коэффициенту усиления. В принципе, они предназначены для окончательного доведения результатов предыдущей работы, так как возможности их, по сравнению с двумя предыдущими, весьма скромны.

Такое количество эквалайзерной "мoщи", по идее, не должно помещаться в относительно небольшой корпус прибора, но, тем не менее, так оно и есть.

Хотя это ещё не весь багаж DigEQ.

Третий основной режим Dynamics содержит полный пакет динамической обработки.

Выдержка из описания:"Кнопка Dynamics вызывает "страничку" Компрессора/Лимитера, а со вторым нажатием - "страничку" Экспандера/Гейта.
Компрессор может быть конфигурирован по Hard или Soft характеристике и имеет характерные свойства:

  • изменяемый Порог (от 0дБ до -40дБ, с разрешением 0,5дБ),
  • семь значений Степени Компрессии (1,4:1, 2:1, 3:1, 4:1, 6:1, 8:1, 16:1) плюс режим Лимитера,
  • переменное время Атаки (от 10us до 100ms) и Восстановления (от 20ms до 5s),
  • Коэффициент усиления.
Применяемый Гейт - экспандерного типа и может быть конфигурирован по Hard или Soft характеристике и имеет характерные свойства:
  • - изменяемый Порог (от 0дБ до -80дБ, с разрешением 1,0дБ),
  • - шесть значений Степени Экспандирования (1:2, 1:3, 1:4, 1:6, 1:8, 1:16) плюс режим Гейта,
  • - переменное время Атаки (от 10us до 100ms) и Восстановления (от 20ms до 5s). … "
Заметьте, что в этом режиме, в отличие от EQ, при выборе устройства обработки, это решение - "или-или"; вы не можете назначить Компрессор и Лимитер вместе, но вы можете использовать любой из них с секцией Гейта. (Объяснение этому таково: лимитирование - это один из восьми основных режимов работы Компрессора, а гейтирование - один из семи для Экспандера). Диапазон регулировки параметров этих устройств достаточен для большинства встречающихся ситуаций.

Компрессор выполняет свои обязанности на "пять с плюсом", даже во время "brickwall" (кирпичная стена) жёсткого ограничения. Время Атаки, тем не менее, может варьироваться и во время работы Лимитера, для осуществления истинного 10us пикового лимитирования. Параметры устройств динамической обработки проще всего выбирать при помощи двух кнопок, расположенных рядом с регулятором DATA, так как это является самым быстрым способом подняться вверх и вниз по меню. Пара индикаторов gain-reduction (сокращения коэффициента усиления) показывает то, что происходит с компрессируемым сигналом. Два канала могут использоваться независимо, или как связанная стерео пара.Кстати, пресетов в приборе для режима Компрессора/Лимитера не предусмотрено, и пользователю каждый раз приходится думать о том, что же ему нужно в тот или иной момент. Но, на наш взгляд, думать - это не так уж плохо.
Повторное нажатие на клавишу Dynamics вызывает на дисплей параметры Экспандера/Гейта. Настройка параметров, как вы могли убедиться, не вызывает труда. Индикаторы gain-reduction (сокращения коэффициента усиления) регистрируют действие прибора и помогают настроить его для чистого и непосредственного прикладного решения.

Обычно эквалайзеры не имеют ячеек памяти, но в данном случае их наличие лишь прибавляет прибору ценности. Пользователю предоставляются 98 ячеек памяти, которые могут именоваться или нумероваться, плюс весьма полезная функция сравнения (Compare), с помощью которой можно сравнивать существующие программы до единого параметра и в результате получать полную сводку об отличиях в настройке.DigEQ может быть сконфигурирован в интегрированную систему: DigEQ-Мастер с 1U двухканальными Слэйв-устройствами (до 15 блоков). Таким образом система превращается в сеть с одновременным управлением (или расширением) до 32 каналов. Бортовое программное обеспечение Контроля Сети допускает управление и программирование интегрированной системой, или локально из единственного DigEQ-Мастера, или дистанционно из DigEQ-пульта Дистанционного управления, а также программным обеспечением DigEQ Windows™ для PC с появлением дополнительного сервиса, или любым другим MIDI контроллером.

При этом кнопка (Utility) Утилит даёт доступ к системному меню установок DigEQ, позволяя назначение Входа или Выхода, режима измерения Пик или VU, изменяемого во времени энергосберегаемого (backlight) режима дисплея, Слэйв-адреса и выбора канала MIDI In и MIDI Out.

Итак, вы познакомились со всеми основными функциями DigEQ, который уже сложно охарактеризовать как просто эквалайзер.Но и это ещё не всё.

Рассказ о таком замечательном приборе, как DigEQ, был бы неполным, если умолчать о Дополнительных Процессорах (Option), которые значительно расширяют зоны его возможного применения.

Выдержки из описания:
"RTA, анализатор спектра в режиме реального времени - выполнен как внутренний (plug-in) вставной модуль, управляемый собственным DSP и может следовательно эксплуатироваться параллельно со всеми существующими процессорами внутри DigEQ без интерференции.
Анализ сигнала основан на фильтрах, для обеспечения большей точности при измерениях на низких частотах. Он может выполняться на внутренне сгенерированном Розовом Шуме или на Программном материале, с выбираемым диапазоном и режимом.

Сигнал измеряется с выбираемым диапазоном постоянных времени и отображается на дисплее как мгновенная или накопленная амплитудно-частотная характеристика. Программное обеспечение также компенсирует различие амплитудно-частотных характеристик применяемого измерительного микрофона с четырьмя запоминаемыми конфигурациями. Доступны: полу-автоматический и автоматический режим эквализации, а также ряд пост-производящих функций - инвертирование, нормализация, усреднение и суммирование. RTA режим обеспечивает дополнительные 50 ячеек для сохранения кривых (амплитудно-частотных характеристик). …
… Delay, цифровая Задержка - блок также является внутренним (plug-in) вставным модулем. Он обеспечивает задержку сигнала от 1,3ms до 1,36s, отображение на дисплее в футах, метрах, секундах и кадрах видеосигнала, а также обеспечивает температурную компенсацию. …
DigEQ Remote Control, DigEQ-пульт Дистанционного управления - высоко эргономичный прибор, доступный в проводном и беспроводном вариантах.

Он дублирует все функции редактирования и программирования DigEQ-Мастера и обеспечивает мгновенный доступ к каждому из 32 каналов интегрированной системы одновременного действия. Плюс ряд кнопок для выбора Слэйв-модулей и набор светодиодов активного статуса для каждого процессора. Таким образом, при загрузке программ становится возможно видеть сразу какие из процессоров находятся в режиме (bypass) обхода.

Стандартный проводной вариант использует 9-pin D-типа кабельное соединение и связан с DigEQ-Мастером или DigEQ-Слэйвом с помощью 19" 1U блока интерфейса. Беспроводной вариант пульта дополнен специально разработанным радио-частотным каналом, интегрированным внутри 19" блока интерфейса и собственно пульта. Этот радио-частотный канал пульта имеет полностью дуплексный обмен данными, чтобы гарантировать редактирование системы свободным от ошибок. Беспроводной вариант питается от 5 обычных или перезаряжаемых элементов D-типа. DigEQ Windows™ control software, программное PC обеспечение позволяет в реальном времени или автономно редактировать режимы работы всех системных процессоров. В дополнение ко всем обеспеченным DigEQ-Мастером или DigEQ-пультом д.у. особенностям редактирования, эта опция обеспечивает усовершенствованное файловое обращение и хранение данных.

Например, DigEQ-Мастер или DigEQ-пульт позволяют полным установкам быть сохраненными в поддающийся описанию (поименованных) ячейках, а DigEQ Windows™ дополнительно позволяет многократно наименовать кадры каждого индивидуального процессора. Это может допускать проектирование полной аудио-системы из меню пред-сохраненных редактирований; например при объединении графических EQ-настроек для частной (конкретной) модели сценического монитора с параметрическими и компрессионными характеристиками для голоса конкретного исполнителя. …"

Сила этого прибора заключена в мощнейшем эквалайзере, заключающем три типа в одном приборе и позволяющем работать всем трём одновременно. Наличие качественной динамической обработки привлекает, но всё же не может служить причиной для покупки.НО… Характер звучания DigEQ более чем нейтрален. При работе с ним складывается мнение, что этот прибор выполняет в точности то, что ему приказано, не больше и не меньше.

И в заключение несколько слов от разработчиков:
"Как и все изделия LA Audio Pro-Series, разработка DigEQ была предназначена для профессиональных пользователей. DigEQ имеет соответствующие функциональные возможности для работы с живым звуком в туринге и с прикладными программами. Трансформаторно-буферизированные выходы облегчают интеграцию прибора в любую аудио систему.Мы создали интерфейс пользователя настолько интуитивным, что требуется немного времени для изучения руководства; и наделили прибор превосходным звучанием, подтвержденным тремя годами исследований и разработок собственных алгоритмов."

И если вам нужны несколько отличных эквалайзеров, то у вас есть шанс заполучить их в одном приборе.

In-Out No.29 1999


    Авторские права защищены. ©  ООО «СТУДИТЕК»
    Тел.: +7 495 735-4996.   Факс +7 495 735-4913